Дата последнего изменения:

КОНГРУЭНТНОСТЬ И НЕКОНГРУЭНТНОСТЬ

СЕРГЕИ ПРИСЯЖНЫЙ, СЕРТИФИЦИРОВАННЫЙ НЛП-ТРЕНЕР, ПСХОТЕРАПЕВТ
Глава из книги "Энциклопедия НЛП"


Все мы живем в одном и том же мире, но, поскольку мы создаем различные модели этого мира, у нас возникают кон-фликты. Двое могут смотреть на одно и то же событие, слышать одни и те же слова, но придавать им совершенно различные смыслы. Мало того, один и тот же человек может иметь разные точки зрения в отношении одного и того же аспекта. Благодаря этим моделям и смыслам мы получаем бо-гатое разнообразие человеческих ценностей, политических на-правлений, религий, интересов и мотивов. В этом разделе исследу-ются подходы, имеющие целью примирение кон-фликтующих интересов, как внутри человека, так и во вне, а также рассматриваются некоторые приемы разрешения конфликтов, которые успешно применя-ются в терапевтической практике.

Модель изменения

Способен ли человек жить и развиваться без конфликтов. По всей видимости нет! Пока мы живем, мы конфликтуем. И весь вопрос сводится к тому, насколько быстро и эффективно мы способны разрешать сои внутренние и внешние конфликты. Известный психотерапевт Вирджиния Сатир предложила модель процесса, посредством которой в наших жизнях происходит изменение и рост.

схема

На схеме "статус кво" - это состояние баланса, равновесия. Визуальной метафорой этого состояния были бы уравновешенные качели. Любой организм биологический или социальный стремится состоянию равновесия- гомеостазу. Состояние равновесия дает нам чувство комфорта, безопасности, стабильности. Поэтому до тех пор, пока не происходит вмешательство чужеродного элемента (новой потребности, внешней необходимости и т.д.) это состояние может поддерживаться сколь угодно долго..

Стадия 2 наступает, когда кто-нибудь решает изменить положение вещей. Таким чужеродным элементом может явиться событие, конфликт внутри самости или даже воздействие терапевта или родителя. Качели движутся взад-вперед, в то время как пробуются различные варианты приспособления.

Вмешательство чужеродного элемента приводит к периоду хаоса - конфликта старого и нового (стадия 3), когда никто не испытывает комфорта и не радуется жизни. В течение этого времени появляется "сопротивление изменению", и люди часто стремятся вернуться к знакомому "статус кво". Так, человек решивший похудеть, в начале активно садится на диету, строго ее соблюдает, но постепенно, начинает "уступать" своим старым привычкам. Придерживаться нового стиля поведения становиться все труднее и труднее и имеется большой шанс "сорваться". Это, однако, стадия, которая должна состояться, для того чтобы осуществилось развитие.

Если же новое поведение выдерживается определенное время, то происходит процесс интеграции старого и нового и ранее чужеродный элемент становится частью системы. (стадия 4). Однако со временем эта интегрированная позиция становится статичной, и переживается другой уровень "статус кво". Весь цикл начинается заново, проходя те же самые стадии.

Важно отметить, что каждый раз, при каждом повторении цикла для роста необходимо меньше времени и оно проходит менее болезненно. Рост, рассматриваемый в такой модели, обещает вознаграждение, и борьба рефреймирована в приглашающий знак того, что впереди - лучшие времена. Риск и боль, связанные с изменением, становятся, скорее, доброжелательным процессом, нежели пугающей угрозой.

Можно сказать, что способность роста, как раз и заключается в способности проходить через этот процесс. И если этот процесс не сформировался, человек становится неспособным к личностным изменениям или они происходят очень болезненно, кризисно.

Многолетние практические наблюдения автора позволили выделить три категории людей, в отношении сформированности данного процесса изменения. Кстати их можно довольно легко продиагностировать следующим образом. Исследуемому предлагается, приведенная ниже картинка. Далее дается задание дорисовать что-то в этой картинке так, чтобы рисунок по мнению исследуемого был завершен. Хорошо, если это делается цветными карандашами.

Как вы уже догадались, на рисунке воспроизводится противоречивость мира, его конфликтность, (солнце и луна, которые являются противоречивыми элементами, одновременного нахождения их на рисунке). И нас интересует, как исследуемый отреагирует на это противоречие: заметит ли его, противопоставит их друг другу или будет стремиться их уравновесить, создав условия их совместного и одновременного существования.

1 КАТЕГОРИЯ - в этой позиции встречаются рисунки, которые никак не связаны со стимульным материалом, т.е. исходное противоречие, как бы не замечается. Такой рисунок, как показала практика, встречаются у людей с несформированным подходом к реальности, пассивных с ярко выраженным локусом внешнего контроля, фактически не стремящихся к пониманию и осмыслению того, что происходит вокруг их. Если возникает, какое либо противоречие, то они, как правило, стремятся его избежать, вытеснить из области сознания.

2 КАТЕГОРИЯ - здесь восприятие людей полностью определяется полярными оценками (хорошее-плохое; доброе-злое; светлое-темное; за меня или против меня; друг или враг; В их рисунках также присутствует такое деление. Они, например, проводят линию, делящую пополам пространство пятой позиции по принципу: день - ночь или аналогичному. Любое новое вступает в сильный конфликт со старым. Таких конфликтов у данной категории людей имеется превеликое множество. Как показала практика, проведение в отношении данных людей, техник связанных с интеграцией противоположностей в единое целое, как правило, не дает устойчивых результатов. Через некоторое время конфликт возвращается в новом качестве. В работе с данными людьми предпочтительней оказались техники связанные с созданием равновесия между конфликтующими противоположностями (договор между частями личности, техники позиционного равновесия и т.д.)

3 КАТЕГОРИЯ - здесь люди стремятся объединить, примерить противоречия мира. Они воспринимают мир целостно, не деля его на плохое и хорошее. Тоже самое они стремятся сделать и в своих рисунках. Например, они рисуют состояние природы, которое бывает вечером или ранним утром, когда на небе можно одновременно видеть солнце и луну. Такие люди, как правило, обладают гибкой системой оценок, не стремятся однозначно определить ситуацию (хорошее-плохое), их не смущает имеющееся противоречие. Именно с этой категорией людей, хорошо проходят интеграционные техники и имеют стойкие результаты.

Внутренняя и внешняя конгруэнтность

Наиболее важными составляющими наших карт реальнос-ти являются убеждения и ценности, которые выстраивают нашу жизнь и придают ей смысл. Они руководят тем, что мы делаем, и могут втянуть нас в конфликт с другими людьми. Ценности оп-ределяют то, что для нас является важным; конфликт возникает тогда, когда мы настаиваем на том, что важное для нас должно быть важным и для других. Порой наши собственные ценности с трудом согласуются друг с другом, и мы вынуждены принимать трудные решения. Могу ли я солгать другу? Следует ли мне за-няться скучной, но хорошо оплачиваемой работой, или же взять-ся за интересную, но за которую меньше платят?

Различные части нас воплощают в себе различные цен-ности, преследуют различные интересы, имеют различные на-мерения и, таким образом, вступают в конфликты друг с другом. Наша способность продвигаться к результату коренным обра-зом определяется тем, как мы согласовываем и творчески уп-равляем разными своими частями. Редко бывает, чтобы мы могли искренне или полностью конгруэнтно продвигаться к до-стижению результата, и чем значительнее результат, тем боль-ше наших частей будет задействовано и тем больше вероятность конфликта интересов.

Внутренняя конгруэнтность дает силу и энергию. Мы кон-груэнтны, когда все наше вербальное и невербальное поведе-ние нацелено на один результат. Все части находятся в гармо-нии, и мы имеем свободный доступ к своим ресурсам. Малень-кие дети почти всегда конгруэнтны. Когда они хотят чего-то, они хотят этого всем своим существом. Быть в гармонии с самим собой не означает, что все твои части играют одну и ту же мело-дию. В оркестре различные инструменты играют согласованно, и общее звучание представляет собой нечто большее, чем то, что мог бы воспроизвести любой из инструментов в отдельнос-ти, и именно различие между инструментами придает музыке ее колорит, силу воздействия и гармонию. Точно так же, когда мы конгруэнтны, наши убеждения, ценности и интересы дей-ствуют согласованно, чтобы придать нам энергии для достиже-ния наших целей.

Когда вы принимаете решение и вы конгруэнтны относи-тельно этого решения, тогда вы знаете, что можете действовать и воспользоваться любым шансом на успех. Возникает вопрос: как вы узнаете, когда вы конгруэнтны? Ниже приводится про-стое упражнение для определения вашего внутреннего сигнала конгруэнтности

ИДЕНТИФИКАЦИЯ СИГНАЛА КОНГРУЭНТНОСТИ

Вспомните то время, когда вы действительно чего-то хотели. То особенное угощение, подарок или событие, которого вы действительно ждали. Когда вы мысленно вернетесь к тому вре-мени и событию, вы сможете начать осознавать, на что похоже это ощущение конгруэнтности. Познакомьтесь с этим ощущени-ем, чтобы использовать его в будущем для определения своей конгруэнтности относительно результата. Обратите внимание на свои ощущения, отметьте субмодальности переживания, в то время как вы мысленно возвращаетесь к тому времени. Можете ли вы найти какое-нибудь внутреннее ощущение, картинку или звук, который безошибочно указывал бы вам на то, что вы кон-груэнтны?

Внутренняя и внешняя неконгруэнтность

Неконгруэнтность представляет собой смешанное сообщение - инструмент, играющий не в лад с оркестром, мазок, цвет которого совершенно не подходит к картине. Смешанные внут-ренние сообщения будут отражаться в двусмысленных сообще-ниях другим людям и приводить в результате к запутанным дей-ствиям и самосаботажу. Когда вы стоите перед необходимостью принять решение и неконгруэнтны в отношении его, это предос-тавляет вам бесценную информацию со стороны вашего подсоз-нания. Говорят, что в таком случае неразумно предпринимать какие-либо действия и что пришло время подумать, собрать боль-ше информации, создать больше выборов или исследовать дру-гие результаты. Вопрос здесь в том, как вы узнаете, когда вы не-конгруэнтны? Выполните следующее упражнение, чтобы улучшить способность осознавать свой сигнал неконгруэнтности.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ СИГНАЛА НЕКОНГРУЭНТНОСТИ

Вспомните то время, когда у вас появлялись оговорки относительно какого-нибудь плана. Возможно, вы чувствовали, что это хорошая идея, но что-то подсказывало вам, что это может привести к неприятностям. Или же вы могли представлять себя делающим это и все же испытывать чувство неопределенности. В то время как вы думаете об имеющейся у вас оговорке, в ва-шем теле возникает определенное ощущение, возможно, какой-то особенный образ или звук, который дает вам понять, что вы мобилизованы не полностью. Это и есть ваш сигнал неконгруэн-тности.

Познакомьтесь с ним, это ваш хороший друг, он мог бы сэкономить вам кучу денег. Возможно, вы захотите испытать его в различных ситуациях, где у вас имеются сомнения или оговор-ки. Способность выявлять в себе сигнал неконгруэнтности пред-охранит вас от многих ошибок.

Продавцы подержанных автомобилей печально известны своей неконгруэнтностью. Неконгруэнтность также проявляется в оговорках по Фрейду. Выявление неконгруэнтности в других людях очень важно, если вы собираетесь общаться с ними вни-мательно и эффективно. Например, учитель, объясняющий материал, спрашивает, понял ученик его или нет. Ученик может ответить "Да", но тон его голоса или выражение лица может не соответствовать словам. Продавец, который, имея дело с поку-пателем, не обращает внимания на неконгруэнтность, вряд ли продаст товар, а если все-таки продаст, то вызовет у покупателя сожаление и тем самым поставит крест на дальнейшем бизне-се.

А теперь попробуйте проделать еще несколько упражнений направленных на создание своеобразного внутреннего контролера вашей конгруэнтности и неконгруэнтности.

Нахождение сигналов кон-груэнтности и неконгруэнтности

1. НЕКОНГРУЭНТНОСТЬ. Первым шагом к возоб-новлению контакта с самим собой является уяснение себе того факта, что он был нарушен. Вспомните, когда вы не находили с собой контакта. Вспомните ситуацию, когда вы находились в конфликте с самим собой. Что вы видите, думая об этой ситуации? Кто в ней присутствует? Что происходит, какие выборы вы совершаете? Что вы мысленно говорите себе, что делают и говорят другие?

2. СИГНАЛ О НЕКОНГРУЭНТНОСТИ. Обратите внимание на свое самочувствие. Сознательно исследуйте свое тело и заметьте, что до вас доходяг определенные сигналы, которые информируют вас о том, что вы находитесь в несогласии с самим собой. Хотя вы, быть может, и не сумеете точно определить, откуда вы знаете, что находитесь в конфликте, важным в данном случае является ощущение, сигнализирую-щее о вашей внутренней неконгруэнтности. Часто сигналом неконгруэнтности становится неприятное телесное ощущение, чувство, что "что-то не так", в области сердца или желудка. Люди иногда говорят, что в левой части грудной клетки они ощущают не-что совсем иное, нежели в правой, а в центре, где сталкиваются два этих разных чувства, появляется ощущение несогласованности, обычно воспринимаемое как неприятное. В каком конкретно месте те-ла вы чувствуете неконгруэнтность и какое это чувство? Припомните его себе. Зная его во всех деталях, вы. сможете использовать его в будущем в качестве сигнала о неконгруэнтности. А теперь на минуту расслабьтесь.

3. КОНГРУЭНТНОСТЬ. Следующий шаг: вызовите воспоминание полной конгруэнтности и воссоздайте его в своем воображении. Что вы видите в той ситуации? Что слышите? Что происходит?

4. СИГНАЛ О КОНГРУЭНТНОСТИ. Как вы себя чувствуете? Что это за чувство, сигнализирующее вам о том, что "все системы работают"? Обычно сигналом о конгруэнтности является приятное чувство возбуждения или чувство готовности во всем теле. Люди описывают чувство конгруэнтности по-разному. Некоторые говорят: "Я не могу этого описать, я просто знаю. Это интуиция". Некоторые слышат громкий голос: "О.К., начинаем!" Почти все рассказывают о каких-нибудь физических ощущениях, которые со-путствуют чувству "вперед". Часто ощущается сим-метрия и согласованность во всем теле, чувство от-крытости, особенно в грудной клетке. Некоторые ощущают, как что-то тянет их вперед. Отметьте, ко-гда вы ощущаете в теле сигнал о конгруэнтности. Найдите несколько слов, определяющих это чувство, запомните и это чувство, и эти слова. Это может по-служить вам в будущем сигналом о сильной конгру-энтности, когда все части вашего "я" находятся в со-гласии между собой.

5. СРАВНИТЕ ЧУВСТВА. А теперь сравните чувство кон-груэнтности с чувством неконгруэнтности и опреде-лите, чем они отличаются. Сравнение сделает каждое из этих чувств более выразительным. Если вы ощущаете их в различных частях тела, вы можете сравнить их, ощущая эти чувства одновременно. Однако большинству людей легче сравнивать их по очереди, перестраиваясь с одного, чувства на другое.

6. Детально сравнивая эти два чувства, и запоминая разницу между ними, вы научитесь распознавать собственную конгруэнтность и неконгруэнтность и использовать это в качестве возвратной информации. Если у вас появляются трудности с определением разницы между конгруэнтностью и неконгруэнтно-стью, вы, скорее всего, уделили мало внимания вос-поминанию собственных ощущений в каждой из этих ситуаций. Чтобы вновь пережить все ощуще-ния, и затем сравнить их, необходимо действительно вернуться к обеим ситуациям.

Внутренний контролер

  1. Ha пол кладутся три листа бумаги и одна в стороне.
  2. Представьте ситуацию, когда вы чувствовали себя полностью конгруэнтно т.е. все логические уровни были сбалансированы.
  3. Далее проделайте тоже самое, что делали в на предыдущем шаге, в отношении двух других воспоминаний.
  4. Далее встаньте 3 позицию и определите, что является общим для всех трех переживаний на уровне субмодальных различий особенно в об-ласти кинестетики.
  5. Проверьте, можете ли вы вызвать данные сигналы простым усилием или это сигнал определенного состояния конгруэнтности.
  6. Теперь вспомните три ситуации, где вы вели себя неконгруэнтно и проделайте те же процедуры, что и с тремя конгруэнтными пе-реживаниями т.е. выявите, что является для них об-щего с точки зрения пере-живаний и за-помните эти сигналы.
  7. Опять из 3 позиции найдите, общий сигнал для всех этих трех переживаний. Проверьте можно ли его вызвать простым усилием или нет.
  8. Тест. Представить ситуацию, которая должна случиться в будущем и посмотреть какое из двух ощущений возникает при этом конгруэнт-ное или не конгруэнтное.
  9. Если возникает неконгруэнтное, то подумайте, что нужно проделать для того чтобы возникло ощущения конгруэнтности.

Весы

  1. Представьте, что на одной руке лежит "да", а на другой лежит "нет".
  2. Закройте глаза, расслабьтесь и буквально взвесьте какое-либо намерение: "Делать или не делать", "Уверен или не уверен".
  3. Обратите внимание на то, что перетянет "Да" или "Нет". Если "Нет", то что необходимо сделать, чтобы было "Да".

Идентификация сигнала конгруэнтности в психотерапевтической практике

Итак, важно, чтобы мы были целостными, конгруэнтными в своих устремлениях и желаниях. Метафорически - это, когда сознание и подсознание хочет одного и того же. Однако часто это не так. У ме-ня есть часть, которая чувствует себя очень уверенно. Я прихожу и чувствую, что выполняю хорошую работу. Я должен принять эту часть. Но есть также такая часть меня, которая имеет сомнения. Когда я был молодым, я привык говорить той части, которая со-мневается или боится: "Потише, не болтай", но теперь, когда я стал старше и мудрее, теперь я слушаю обе части себя. Та часть, которая уверена, говорит, -Ну, давай, вперед - а та часть, которая имеет неуверенность и сомнения заставляет работать все напряженнее и лучше.

Когда приходят к нам наши клиенты, они говорят нам об одной части, но не о другой. Конечно они будут говорить о той части, которая боится, в которой есть боль. Они будут говорить о своей боли, а не о том, как получают удовольствие. Они будут обра-щаться только в прошлое, а не в будущее. Они будут говорить только о печальном, а не о своих радостях. Ваша задача сделать так, чтобы они могли замечать, слышать и действовать с обеими своими частями.

Например, как работать с теми клиентами, которые пришли к Вам с тем, чтобы бросить курить. Они скажут: Вот у меня есть хорошая часть. Она говорит мне: Не кури. Но та часть меня, которая плохая, она хочет курить. Они попросят Вас, чтобы Вы убили ту плохую часть. Не попадитесь на эту ошибку. Вместо того, чтобы убивать эту плохую часть, займитесь обеими частями этого клиента. И только тогда они смогут найти свое собственное решение.

Когда вы работаете с кем-либо, у кого есть конфликтные убеждения, вы часто наблюдаете асимметрию в позе тепа. Это не настолько тонко, как изменение цвета кожи или другие минимальные физио-логические проявления и довольно легко увидеть. Вы знаете, что имеете дело с двумя разъединенными частями, когда человек жестикулирует левой рукой во время обсуждения одного аспекта проблемы и правой рукой - для конфликтного аспекта. Интересно отметить, что часто правая рука (которая относится к левому полушарию мозга У большинства людей с ведущей правой рукой, у которых нормально функционируют глазные сигналы доступа) имеет связь с отношениями и может характеризовать лич-ность в контексте с другими. Левая Рука (которая связана с функциями правого полушария мозга) имеет отношение больше к индивидуальному, само-стоятельному бытию лица, живущего богатой, пол-нокровной жизнью. Этот конфликт можно опреде-лить как различие между частью, "ориентирующейся на Других" и частью, "ориентирующейся на себя".

Вы можете также встретить конфликт между "возбуждением" и "торможением", когда одна часть вас охвачена великими идеями и рвется вперед, а другая часть одерживает вас. Это не дает вам двигаться вперед. Один человек, с которым я рабо-тал, был полон великих идей начать свое депо, а другая его часть хотела, чтобы он стался на своей государственной службе, потому что так было "спокойнее". Кончилось тем, что у него было две отдельных идентичности враждующие друг с другом. Когда он думал о том, как оставить работу и начать свое депо, он начинал беспокоиться. Оставаясь на своей прежней работе, он впадал в депрессию.

Работая с такого рода конфликтами, вы встретитесь с разными физиологиями, связанными с каждой частью или убеждением. Человек, который хо-чет начать свое дало, описал свои планы высоким быстрым голосом, смотрел вверх вправо (визуаль-ное построение) и жестикулировал левой рукой. О спокойном он говорил медленным ровным голосом, и левая рука его спокойно лежала на колене. Чтобы узнать, есть ли конфликт, нужно понаблюдать, как кто-то описывает цель. Если вы не видите полную симметрию тела и жестов (обе руки двигаются одновременно и одинаково), это красный флаг, предупреждающий вас о возможных конфликтных убеждениях.

Причины неконгруэнтности

Неконгруэнтность может возникнуть в результате: опытов импринта, моделирования других важных лиц, конфликтов в иерархии критериев и переходных периодов в жизни.

Импринты

Импринты могут создавать и создают внутренний конфликт, как мы видели в предыдущей главе у Билла. Даже после того, как вы удачно провели Ре-импринтинг части вашей личной истории, вы все же можете испытывать неконгруэнтность при решении, какие убеждения теперь будут характеризовать ваше "новое я" в будущем. После Ре-импринтинга этот вопрос связан напрямую не с прошлым, а больше с настоящим и будущим.

Моделирование

Возможно, в какой-то период вашей жизни вы были под впечатлением чьего-то определенного убеждения, которое вы смоделировали (пример "вы всегда должны думать сначала о других"), а затем с вами что-то произошло, и вы уже были под влиянием кого-то еще с другими убеждениями (как напри-мер, "вначале то, что нужно мне"), кого вы тоже смоделировали. Убеждения, которые вы смоделировали и сделали своей частью, совершенно несовместимы.

Когда вы смоделировали эти противоположные убеждения, вы можете чувствовать себя отврати-тельно, когда вы думаете о себе, или когда вы сначала думаете о других. В любом случае вы не можете быть правы и находитесь в двойственном положении.

Вы могли альтернативно смоделировать разных членов вашей семьи, у которых были конфликтные убеждения. Могло быть так: ваш папа курил, а ваша мама думала, что это плохо. Если вы взрослый курите, вы можете снова и снова проигрывать в уме тот конфликт по отношению к вашим родителям, понимая, что вы проецируете конфликт, как боль-шое целое. Вы выбираете разные критерии, ценности и стратегии, как вам думать об этом, с точки зрения других важных в вашей жизни людей, которых вы смоделировали.

Иерархия критериев

Конфликты внутри нас - это часто конфликты критериев. Вы можете сказать: "Я хочу новый дом с прекрасным видом, но мне нужно копить деньги на пенсию". Кончаете тем, что вы покупаете дом и на-чинаете беспокоиться о своем будущем. В отличие от конфликтных убеждений, систем убеждений или ас-пектов вашей идентичности, которые не связаны друг с другом, критерии расположены по иерархии.

Переходные периоды в жизни

Переходные периоды в жизни тоже могут спровоцировать конфликт. Например, человек, которого я назову Джордж, работал в компании "X" со своим отцом и дядями. Они были ярые защитники профсоюза, не доверяющие руководству и придержи-вающиеся традиционных "ценностей рабочего клас-са". Большая часть идентичности Джорджа была построена, когда он слушал и наблюдал за поведением и ценностями его семьи. Когда его внезапно выдвинули на повышение, на более оплачиваемую долж-ность "стожащего", он столкнулся с горой непредсказуемых конфликтов. Он спрашивал себя: "Значит ли это, что я отличаюсь от своего отца или лучше его? Теперь я стал благосостоятельным и принимаю новые ценности, а от старых убеждений и ценностей отказываюсь? Я становлюсь одним из тех, кого моя семья и я вчера критиковали и ненавидели, благодаря своему успеху? Такой переходный период спровоцировал для Джорджа конфликт убежде-ний, хотя, по нашим понятиям, это продвижение можно считать для Джорджа "успехом".

Терапевтический процесс при неконгруэнтности

Продолжение следует


Посмотрим с начала?


Дата последнего изменения:




www.sitnikov.ru   Top-Manager | Журнал для руководителей