"Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык" (М. Булгаков).
Природа всегда дает знаки.
"Чтобы вытянуть человека из его дремотного состояния, Дух дал ему три знака, три последовательных проявления. Дух физически пересек путь человека самым очевидным образом. Но человек, кроме себя самого, ничего не замечал" (К. Кастанеда, с.21).
Анализируя тексты Карлоса Кастанеды, можно придти к выводу, что Знак - это неожиданное природное явление, мысль, действие, событие, которое прерывает для человека естественный ход его мыслей или повседневных действий.
Знак может указать на нечто значительное для Духа, явно не замечаемое самим человеком в своей повседневной рутине.
Знак возвращает мага к его душевной деятельности.
Предлагаю рассмотреть структуру "чтения", или толкования Знака, насколько возможно выявить ее из работ Кастанеды о жизни магов партии дона Хуана.
Ранее в работах по НЛП подобная стратегия не предъявлялась.
"Истолкование знаков - обычное дело для магов. Ошибки случаются лишь в случае вмешательства личных чувств, затуманивающих связь мага с намерением. Дух дает знать о себе магу на каждом повороте, и особенно сильно это касается Нагвалей. Но это еще не все. На самом деле дух открывает себя с одинаковой интенсивностью и постоянством любому человеку, но на взаимодействие с ним настроены только маги" (с.28).
Материалом исследования послужит описанный Кастанедой конкретный случай встречи мага и Знака. Нам интересен скрытый стереотип реакции мага на Знак. Его можно отследить, если рассмотреть поведение мага в контрасте с поведением "непосвященных" людей, так же наблюдающих необычное природное явление.
" ... однажды нагваль Элиас ехал на своей лошади в город и решил сократить путь, направив лошадь через кукурузное поле. Внезапно его лошадь шарахнулась, испуганная низко и быстро промелькнувшим соколом.
Сокол пролетел всего лишь в нескольких дюймах от соломенной шляпы Нагваля. Тот немедленно спешился и стал озираться вокруг... Он увидел странного молодого человека, (который) казался здесь совершенно чужим.
... он никогда не видел элегантно одетого горожанина, с явным пренебрежением к своему дорогому костюму и обуви идущего по полям.
...В полете сокола, как и в одежде мужчины, он узнал явные проявления Духа, пренебречь которыми было невозможно.
... но тут через поле снова пронесся сокол и на этот раз коснулся головы молодого человека. Птица спугнула парочку, (молодой человек был с подругой, прим. И.В.) и они остановились и посмотрели вверх, пытаясь угадать, когда сокол пролетит еще раз. ...
потом парочке надоело наблюдать за соколом, и они вернулись к своей игре.
... Нагваль сомневался даже в том, сможет ли понять, зачем Дух вовлек его в столь очевидно бессмысленную ситуацию. Нагвалю ничего не оставалось, как следовать за актером и ждать возможности поглубже разобраться в происходящем".
Проведем сравнительный анализ действий Нагваля, как носителя магического знания и "парочки" молодых людей, вовлеченный в то же событие.
реакция на Знак |
Нагваль Элиас | Парочка |
немедленно спешился и стал озираться вокруг |
Птица спугнула парочку |
В полете сокола, как и в одежде мужчины, он узнал
явные проявления духа | они остановились и посмотрели вверх,
пытаясь угадать, когда сокол пролетит еще раз |
ничего не оставалось, как следовать за актером | надоело наблюдать за соколом |
и ждать возможности поглубже разобраться в происходящем |
и они вернулись к своей игре |
Далее, по тексту, за пределами взятой цитаты*, можно найти и другие различия, явившиеся следствиями естественного хода событий для героев повествования:
Нагваль Элиас | Парочка |
наконец, УВИДЕЛ | он оказался при смерти
она потеряла рассудок |
начал действовать решительно,
словно нечего терять, имея в свидетелях лишь дух. |
Подчинились его требованиям |
стал требовать следовать его инструкциям | и позже пошли за ним |
* Карлос Кастанеда, "Сила безмолвия". Перевод И.Старых. Киев, "София",1993. с17-36.
Здесь очевидна разница в стратегии восприятия Знака обычными людьми, занятыми повседневными делами и магом. Стратегию нагваля здесь можно назвать эффективной для жизни, стратегию парочки - неэффективной.
Прежде всего, это различие в реакции на необычное, неожиданное:
маг, как и обыватель, прекращает свое ранее начатое действие, но не глазеет, пока не надоест, на это необычное или виновника этого необычного, пытаясь предугадать его следующий шаг и потом вернуться к старому, а стремится увидеть:
- а) новизну жизненной ситуации
- б) вовлеченных в нее людей
- в) следует за новым участником своей жизни и ждет возможности поглубже разобраться в происходящем.
" Маг лишь входит в здание, мгновенно возведенное намерением, и руководствуется его знаками, чтобы в нем не заблудиться".
Каждый из упомянутых пунктов может быть расширен. Например, жизненная ситуация, воспринимаемая нагвалем, явно шире, чем ситуация, в которую попал он сам, спешившись с лошади, и ситуация, в которую попали молодые люди, прервав свою любовную игру.
Нагваль Элиас, как это можно заметить, в фокусе внимания держит три составляющих события: Я - парочка - Дух (Закон).
И легко обнаружить одномерность в восприятии молодых людей: сокол.
Эта разница восприятия мага и "парочки" принципиальна!
Понимание мага неожиданно объединяет, согласует перечисленные контексты, давая некое новое качество восприятия происходящего и новое направление, отсюда, развитию событий. В этом восприятии есть объем, пространство ухода от одномерной предопределенности - то, чего лишены другие действующие лица описанной сцены.
В вовлеченных в ситуацию людях маг видит и себя как участника события.
Своими действиями маг стремится подчиниться велению Духа, даже его не понимая, не позволяет себе, своим прежним планам и обстоятельствам вывести его из этой новой "игры".
Следовательно, толкование Знака - это новое приятие жизненной ситуации и ее
перспектив: "Дух дает знать о себе магу на каждом повороте (т.е. при каждом изменении контекста или при необходимости изменения его), и маги интуитивно постигают все безошибочно и точно".
Ниже я предлагаю пошаговую стратегию внутреннего поведения, которая позволит Вам пережить при встрече со Знаком нечто подобное, КАК это делали маги партии дона Хуана. Предлагаемая стратегия является результатом моего исследования работ Карлоса Кастанеды.
Чтобы научиться пользоваться новой стратегией, возьмите, для начала, реальный случай из Вашего опыта, когда Вы могли встретиться со Знаком.
- Вспомните ситуацию, когда произошло неожиданное, но на первый взгляд незначительное событие, которое все же не оставило вас равнодушным и вновь возвращается в памяти требованием понять его.
- Воспользуйтесь своей способностью к визуализации: сделайте стоп кадр и увидьте себя в этой ситуации со стороны.
- Вспомните всех людей, так или иначе вовлеченных в рассматриваемую ситуацию.
- Воспользуйтесь способностью к творчеству и абстрактному мышлению:
Найдите то действующее лицо сюжета, которое в символическом, метафорическом представлении похоже на произошедший Знак. "В полете сокола, как и в одежде мужчины, он узнал явные проявления Духа"
- Поищите нечто новое, незамеченное вами ранее, в состоянии или поведении этого человека, в его потенциале и способностях.
- Учитывая информацию, полученную на шаге 5, визуализируйте возможный прогноз для этого человека (людей), сделав следующий "фильм": К какому финалу может привести его (ее) состояние и поведение, если я и далее буду игнорировать отмеченное мной на 5 шаге наблюдение?
- Обратите внимание на ваши чувства:
- а) находятся ли они в смятенном состоянии или
- б) они освободили вас для ясного понимания картины разворачивающихся событий и распределение ролей в ней.
Если а) - вернитесь на шаг 5. Если б)- ваше определение верно.
- Исходя из полученной информации на 6 и 7 шаге, найдите ответ на вопрос: Что Дух требует от меня, от моих действий, чтобы быть проявленным в этой ситуации?
Сделайте фильм: Как в случае перемены моего участия могут разворачиваться события? Какие перспективы открыла новая ситуация для выражения Духа?
- Повторите шаг 7.
- Если получен ответ 7-б, то кратко сформулируйте для себя, на кого указал знак и каковы требования ситуации к Вам.
Если получен ответ 7-а, вернитесь к шагу 6.
Седьмой шаг важен, так как он позволяет в планировании поступков исходить не из своих чувств, а, следуя терминологии Кастанеды, из "безупречности", с ясным умом. Иначе - в тройственном восприятии нагваля Элиаса, где есть место и Закону.
Такое поведение будет диктоваться с более высокого нейро-логического уровня, а, следовательно, и подкрепляется большим ресурсом.
Если тест на 9 шаге пройден, то маг легко меняет свое поведение. Это
и неудивительно. Ведь в 8 шаге в новом образе будущего уже спроектировано новое поведение. "Любое поведение имеет положительную интенцию и осуществляет лучший выбор ... исходя из имеющегося в мировосприятии контекста" - это две знакомые многим, изучающим НЛП, пресуппозиции.
"Ошибки случаются лишь в случае вмешательства личных чувств, затуманивающих связь мага с намерением".
Интересно, выполнив предложенные шаги, узнали ли Вы нечто новое о том событии, с которым исследовали новую стратегию?
Конечно, наиболее полное освоение новой стратегии потребует применения ее в текущих событиях жизни, а не в прошлом опыте. Умение вовремя остановиться и пересмотреть свои планы еще никому не вредило. Однако этого мало.
Новизна предлагаемого материала в том, что Вы поворачиваетесь лицом к другому человеку и находите место Закону в Вашей жизни. Следуя этому Закону (Духу), Вы выходите за пределы своей индивидульности и "щадящей" жалости к себе. Вы становитесь свободнее. Ведь истинная свобода начинается со служения, а не требований.
Данная стратегия, примененная на практике, дисциплинирует и развивает не столько индивидуальные навыки и способности, сколь личностные качества.
Мне интересны ваши наблюдения и размышления о выполнимости и степени полезности данной мыслительной и переживательной стратегии. Также любопытен опыт своевременного применения предлагаемой стратегии.
В завершении статьи хочу привести размышление известного современного психотерапевта, Александра Ефимовича Алексейчика: "Благодаря душе, наша жизнь превращается из рефлекса в рефлексию, из процесса раздражитель - реакция в переживание с десятками - сотнями про-цессов в промежутке между раздражителем и конеч-ной реакцией. Душевные процессы становятся не по-следовательными, а взаимопроникающими, про-странственными; переходят из плоскости в глубину или высоту"...
Цитаты взяты: Карлос Кастанеда, "Сила безмолвия". Перевод И.Старых. Киев, "София",1993. с17-36.
Михаил Булгаков "Мастер и Маргарита" Минск "Мастацкая лiеаратура" 1988, с. 273.
Александр Алексейчик "Интенсивная терапевтическая жизнь", ж. "Клиническая психиатрия", 1999 г.
|